400 лет православные верующие приходят на службу в минский Собор Святых апостолов Петра и Павла. Здание построили, благодаря монаршему послаблению. Здание восстановили, благодаря монаршему повелению. Здание не снесли, благодаря, пожалуй, здравому смыслу и желанию сохранить в городе уникальный исторический объект. Представим заочно этот религиозный и архитектурный памятник.
1612 год, Минск. В соседнем на тот момент государстве — Русском царстве — стояли Смутные времена. Уже второй год как Москва была занята войсками монарха Речи Посполитой, Великого Князя Литовского Сигизмунда III. А вот в главном городе Минского воеводства «инициативная группа» православных верующих договорилась о строительстве мужского монастыря во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Чтобы сегодня оценить, важность, если не сказать судьбоносность, события, достаточно вспомнить, что ярый приверженец католической веры Сигизмунд III противился, что сказано крайне мягко, распространению в своих владениях протестантизма и православия. Более того, последнее религиозное направление было под официальным запретом с 1596 года по 1609 год.
Тем не менее, в начале XVII века в Минске проживали горожане, в том числе и состоятельные люди с дворянскими титулами, исповедовавшие православие. Общими усилиями, то есть, всем миром, собрали средства для строительства в городе православного монастыря. Возведение самой церкви, позже ставшей Собором, началось в 1620-м году.
В глаза сразу бросается, что минский Петропавловский собор конструктивно отличается от традиционных православных храмов крестово-купольного типа. Часть собора в Минске представлена базиликой с двускатным сводом. Тут не надо быть историком, чтобы предположить, что в Речи Посполитой в начале XVII века найти можно было архитектора только «из Европы», вступившей в эпоху Ренессанса с популярным в те года стилем барокко.
Особенный у храма и фасад. Маленькие «окошки» на двух колокольнях — это прежние бойницы. Религиозная постройка имела второе назначение — служить оборонительным сооружением для защиты Верхнего города.
Пока Минское воеводство входило в состав Речи Посполитой, к людям, исповедовавшим православие, католики относились недоброжелательно. Все изменилось после второго раздела Польши, с присоединением этой административно-территориальной единицы к Российской Империи в 1793 году.
Религиозное сооружение к этому времени находилось в плачевном состоянии. Деньги на ремонт выделила лично Екатерина II. В 1795-м, за год до смерти императрицы, храм был освящен во имя святой мученицы Екатерины, и стал называться Свято-Екатерининским собором.
Историческое название вернулось к собору только в 1941 году. Главный алтарь вновь освятили во имя апостолов Петра и Павла. Церковные службы здесь прошли впервые с 1933 года. Храм принимал прихожан до 1944 года, до освобождения Минска от немецкой оккупации.
После возвращения советской власти не было и речи о том, чтобы оставить храм верующим. Собор Петра и Павла разделил участь других, не снесенных большевиками, религиозных сооружений. Здание перепрофилировали под городские нужды: сначала в нем размещались жилые помещения, потом площади передали архивным отделам различных учреждений Белорусской ССР.
Для размещения архивов потребовалась реконструкция здания. Внутри были устроены сначала три, а потом и четыре этажа. Несмотря на то, что сооружение находилось в эксплуатации, за техническим состоянием конструкций следили не очень ответственно. В начале 70-ых годов и вовсе зашла речь о сносе архитектурного памятника. По счастью, было принято решение убрать из храма помещения архивов, провести его реконструкцию и придать первоначальный вид.
Третье освящение собора Петра и Павла состоялось уже в 1991 году. В новейшей истории Беларуси в храме возобновились службы, он был в который уже раз отреставрирован. 400-летнее сооружение — единственное в Минске здание, архитектурный памятник, эпохи Ренессанса.